Детское автокресло – это основа безопасности ребенка в машине. Для того, чтобы максимально защитить малыша в случае ДТП, инженеры-конструкторы продумывают каждую деталь удерживающих устройств. После создания опытную модель отправляют на краш-тесты.
Только в случае успешного прохождения всех необходимых испытаний автокресло выходит в серийное производство. Все модели детских кресел Siger имеют сертификаты ЕТС, регулярно проходят испытания и краш-тесты и подтверждают свое соответствие Правилам ЕЭК ООН № 44-04. Покупая сертифицированное автокресло, вы можете быть уверены в том, что оно защитит жизнь и здоровья вашего ребенка.
Тем не менее, после приобретения удерживающего устройства некоторые родители решают его усовершенствовать: усилить безопасность, изменить функционал деталей или даже саму конструкцию кресла. Обращаем ваше внимание: делать это категорически нельзя! Почему? Разберем риски и угрозы безопасности ребенка на примере самых популярных вариантов «доработки» автокресла.
Система ISOFIX состоит из нижних металлических креплений FIХ, которые вставляются в автомобильные скобы, и якорного ремня Top Tether, который крепится за спинкой пассажирского сиденья и защищает кресло от опрокидывания в случае лобового столкновения. Такая система считается более надежным и безопасным вариантом фиксации автокресла. Международные эксперты разработали ее, чтобы сделать фиксацию надежной, установку быстрой и безошибочной. Скобы под крепления FIX включены в базовую комплектацию иномарок с 2006 года, а теперь и современных моделей отечественных машин.
Соединение нижних металлических креплений ISOFIX с базой кресла является жесткой конструкцией. При разработке прототипа детского кресла технологи и инженеры принимают во внимание огромное количество факторов: качество пластика базы, его ударопрочный свойства, форм-фактор, который выдержит необходимые нагрузки, способы соединения деталей. Продумана каждая деталь системы ISOFIX, а ее надежность подтверждена неоднократными испытаниями и краш-тестами. Только в этом случае есть гарантия, что во время ДТП система креплений сохранит свою целостность и выполнит основную функцию удержания кресла в неподвижном состоянии на уровне силового каркаса автомобиля.
Встроить нижние металлические крепления FIХ в базу, в которой изначально не предусмотрены технологические отверстия под них – значит нарушить ее целостность. Внесение любых изменений в конструктив детского кресла – это риск и исключение гарантии безопасной и надежной эксплуатации изделия. После этого вы не сможете быть уверены в том, что самодельные крепления выдержат нагрузку, а удерживающее устройство не сместится и сохранит здоровье и жизнь вашего ребенка.
Для того, чтобы адаптировать автокресло с системой ISOFIX под разные типы сидений (разная толщина спинки, наличие объемного защитного чехла и прочее), некоторые модели оснащены усовершенствованными нижними креплениями. Они оборудованы телескопическим механизмом, то есть регулируются по длине. Выдвигать их следует только для того, чтобы вставить в металлические скобы до характерного щелчка и смены цвета индикатора с красного на зеленый. При этом детское кресло должно плотно прилегать к спинке автомобильного сиденья как при установке по ходу движения, так и при установке против хода движения. После фиксации длина крепления автоматически сокращается, чтобы подтянуть кресло на минимальное расстояние от спинки.
Ни в коем случае нельзя пытаться искусственно нарастить это расстояние, используя дополнительный распор для увеличения пространства между удерживающим устройством и сиденьем. Если при установке против хода движения ребенку стало тесно (его ноги поднимаются или упираются в спинку), необходимо развернуть автокресло по ходу движения.
Как мы уже говорили, система ISOFIX состоит из нижних металлических креплений FIХ и якорного ремня Top Tether. Нижние крепления фиксируют автокресло на уровне силового каркаса автомобиля и не дают ему сдвинуться в случае ДТП. Якорный ремень дополнительно удерживает детское кресло сверху и защищает его от опрокидывания при резком торможении или лобовом столкновении.
Пристегнуть только крепления FIХ или, наоборот, только Top Tether, значит, снизить уровень защиты ребенка и подвергнуть риску его здоровье. Даже если у вас в семье два автомобиля и вы часто переставляете детское кресло из одной машину в другую, каждый раз при его фиксации необходимо строго следовать инструкции. Только правильно установленное удерживающее устройство может на сто процентов выполнить свои функции.
Одни модели автокресел оборудованы внутренними мягкими вкладышами, в других это не предусмотрено. Некоторые родители считают, что добавить такой элемент или улучшить уже существующий несложно и самостоятельно. Однако и то, и другое – это грубое нарушение техники безопасности!
Дело в том, что комплектация удерживающего устройства зависит от того, на ребенка какого возраста оно рассчитано. Если в кресле отсутствует внутренний вкладыш, значит, оно предназначено для пассажира весом более 15 кг, который уже не нуждается в дополнительной мягкой защите. В случае, когда вашему ребенку некомфортно в таком автокресле, следуют подобрать для него другую модель, а не пытаться усовершенствовать эту.
Заменять существующий вкладыш на более объемный или мягкий также нельзя. Так вы нарушите допустимый люфт между внутренними ремнями и телом малыша. Это приведет к тому, что при резком торможении или столкновении пассажир успеет набрать большое ускорение, прежде чем будет остановлен ремнем, и получит серьезные травмы.
Есть модели автокресел, оборудованные ударопрочными боковыми демпферами. Они обеспечивают защиту ребенка при резких поворотах и ударах сбоку. Если детское кресло не оснащено такой системой безопасности, устанавливать ее самостоятельно категорически запрещено.
Самостоятельное встраивание демпферов, как и любое другое вмешательство в конструктив удерживающего устройства, может нарушить его целостность. Это приведет к тому, что автокресло не только не будет выполнять свою защитную функции, но и сможет принести вред маленькому пассажиру.
Использовать детское кресло можно только в том виде, в котором его выпустил производитель и только для предусмотренной весовозрастной категории детей. Ведь именно таким оно прошло необходимые испытания и краш-тесты и доказало свою безопасность. Любые изменения комплектации и трансформация удерживающих устройств должны быть предусмотрены изготовителем и прописаны в инструкции.
Для того, чтобы автокресло могло сохранить жизнь и здоровье вашего ребенка, его необходимо правильно подобрать по весовозрастным критериям и без ошибок установить в машине. Если по каким-то причинам ребенку некомфортно в кресле, необходимо заменить его на другую модель, но не в коем случае не пытаться самостоятельно доработать.